Этап речевого развития |
Приблизительный возраст появления |
Рефлекторный крик |
Новорожденный |
Разный крик при ощущении боли и голода; кроме крика издает другие звуки (рефлекс покашливания); издает тихие гортанные звуки. |
1 месяц |
Хныканье; в спокойном состоянии – гортанные согласные звуки; гласные [а-аа], [э-ээ] |
1,5 месяца |
Повторно произносит отдельные звуки – начальное гуление: [а-а], [а-э], [а-у], [у-у], [бу-у], [г-г-г], [гу-гу], [бу-у], [э-хе], [э-рхе], [ш-и], [в-и], [аху]. |
2 месяца |
Певучее гуление: [а-а-а], [э-у], [о-о], [а-и-а], [агу], [р-р-р], [угу]; крик с отчетливой интонацией. |
3 месяца |
Обнаруживает спонтанное гуление; певучее продолжительное гуление (так называемая «свирель» - [аль-ле-е-лы-агы-аы]); губные закрытые звуки ([м], [б], [в], [п]) – слоги ба, ва, па, ма; продолжает произносить [а-а-а], [у-у-у], [р-р-р] |
4 месяца |
[Н, б, в, м] |
4,5 месяца |
Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков: гласные ([а-а], [э]), губные ([п], [пь], [б], [бь], [м], [мь] - [мма]), язычно-средненебные ([гь], [кь]), язычно-задненебные([к], [г] - [эх], [ха], [гху], [кгх]); смех, хныканье |
5 месяцев |
Короткие цепочки лепета (произносит отдельные слоги: [а-а], [э-э], [х-хэ], [и], [ули], [гны], [або], [иэ], [авв], [ка]) |
6 месяцев |
Подолгу активно лепечет, произносит длинные цепочки одних и тех же слогов([ба-ба-ба], [да-да-да], [мА-ма-ма], [тя-тя-тя-], [па-па-па], [дэ-дэ-дэ], [у-у-у], [адэ]. [о-оцо]) |
7 месяцев |
Использует интонационно выразительный лепет как средство общения; лепет приобретает характер междометий ([ба], [хэ]) |
8 месяцев |
Лепет с богатым разнообразием звукосочетаний ([аанэнэ], [га-га], [хэ], [папа], [баба], [аля], [мама]); интонационно-выразительная имитация фразы |
9 месяцев |
Повторяет за взрослым новые слоги, которых нет в его лепете; произносит первые лепетные слова: ма-ма, тя-тя, ба-ба, те-тя |
10 месяцев |
Увеличивается запас лепетных слов; появляются первые упрощенные и сознательные слова («ав-ав», «кис-кис», «бай», «дай», «мама», «папа», «баба», «дядя», «Катя», «Маня») |
11 месяцев |
Произносит 8-10 облегченных слов («дать», «тетя», «ха»); пользуется словами для коммуникации; среди произносимых звуков: [а], [у], [и], [м], [п], [б], [т], [д], [к], [г] |
12 месяцев |
Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» («бах»). «дя» («да») |
1 год 3 месяца |
Произносит слова из двух одинаковых слогов («ляля», «мама»); среди произносимых звуков: [а], [о], [у], [и], [м], [п] [б], [к], [г], [дь], [ть], [нь], [ль], [сь] |
1 год 6 месяцев |
Произносит слова из двух разных слогов («тетя», «кися» - то есть «киса» ) |
1 год 9 месяцев |
Строит предложения из 2 слов; пытается произносить трех- и четырехсложные слова; среди произносимых звуков появляются: [н], [т], [д] |
2 года |
—————