"Поощрение"

09.06.2014 09:12

 

 

Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Поощрениями можно стимулировать желательное поведение. Простейшей формой поощрения является похвала.

Похвала может быть простой или сложной. Простое «спасибо» или улыбка, когда ребенок помог внести в дом покупки, покажет, что вы заметили его усилия. Более сложный вариант: «Ты все-таки добился успеха – долго учил свою роль и отлично выступил на утренники»

Действенная похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребенка, его действия, а не его самого. Действенная похвала должна быть незамедлительной. Чем быстрее вы похвалите ребенка за хороший поступок, тем лучше. Хвалить нужно искренне, так как дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать развитие ребенка.

                Похвала тогда будет эффективной, когда звучит не слишком часто.

              Часто родители, желая воспитать ребенка «без комплексов», считают, что хвалить его нужно постоянно, даже путем сравнения результатов его действий с результатами других, например: «Очень хорошо, что ты учишься лучше всех , ты будешь единственным отличником». Растет человек, постоянно нуждающийся в одобрении и внешних положительных оценках, человек, очень зависимый от всех, кто его хвалит. Потребность во внешнем одобрении – своего рода наркотик, привыкнув к которому человек теряет самого себя; он нуждается в постоянных похвалах и все свои силы тратит на то, чтобы услышать в свой адрес положительную оценку. В результате он не только не слышит и не понимает, что говорят окружающие, но и самого себя не слышит и не чувствует себя свободно. Такие родители очень болезненно переживают неудачи своего ребенка. Появляется чувство вины и протеста, а у ребенка формируются истероидные черты характера – гипертрофия потребности в восторженном, восхищенном признании его личности.

Таким образом, похвалы самому ребенку, а не его действиям, поступкам, даже вредны. Лестные слова уместны, когда они дадут ребенку понять, что он поступил хорошо, но это не значит, что он идеален.

Как быть, если есть необходимость поощрять ребенка более активно? Это можно сделать, выработав систему поощрений.

Чтобы эффект от поощрения не пропал даром, оно должно быть чем-то, чего ребенок хочет или в чем нуждается, и откладывать его нельзя. Поощрение может быть незначительным (улыбка, похвала), может быть выражено материально, а может быть проявлением внимания к успехам ребенка.

Родители обычно сами придумывают формы поощрения. Вот только некоторые идеи:

1. Билетики (или баллы), которые нужно заработать. Потом они обмениваются на различные игрушки, сладости и т.п.

2. Волшебные карточки, на которых ребенок пишет пожелание (что-то разрешить, взять, приласкать и т.п.); оно выполняется после того, как ребенок сделает какую-то работу по дому.

3. Уступки, например, лечь спать попозже, чем обычно, или получить «выходной», если ребенок всю неделю убирал игрушки

 

—————

Назад